Возвращаясь к теме о Гандзасарском монастыре
Армянские СМИ вновь утверждают, что «монастырский комплекс Гандзасар является «драгоценностью и хранилищем» армянской архитектуры 13 века».
https://ru.aravot.am/2025/01/16/445277/
Ранее
армянские
СМИ (https://news.am/rus/news/784871.html) писали:
Оккупировав Нагорный Карабах полностью, Азербайджан принялся
усиленно внушать себе и другим, что все памятники на территории Арцаха
«неармянские».
Очередь дошла до монастыря 13 века Гандзасар. Как и
прежде, предпринята попытка «албанизировать» армянский шедевр архитектуры,
несмотря даже на армянское название памятника, которое в переводе означает
«гора сокровищ». Для вящей «убедительности», основатель монастыре в
Азербайджане представлен «внуком албанского хана».
А теперь истина!
Справка.
И.А.Орбели
(Ио́сиф Абга́рович Орбе́ли — советский востоковед и
общественный деятель, академик Академии наук СССР, академик Академии наук
Армянской ССР и её первый президент, в 1934—1951 — директор Эрмитажа. Википедия
Родился: 20 марта 1887 г., Кутаиси, Грузия
Умер: 2 февраля 1961 г., Санкт-Петербург, Россия)
"Нефритовая кинжальная рукоять с армянской
надписью" проливает свет на средневековую историю албанских правителей
Карабаха. На обнаруженной и описанной ученым нефритовой рукояти, относящейся к
XIII в., написаны четыре буквы, расшифрованные Орбели как "Хасан Джалал,
властитель Хачена"
А о том, что Хачен не является армянским княжеством,
можно узнать из другой статьи И.Орбели "Хасан Джалал, Князь
Хаченский".
Согласно И.Орбели и другим исследователям, у князя
Хасан Джалала Давла были братья Закария Наср Давла и Иванэ Атабег. Как видим,
их имена и указание на род Атабеков Азербайджана ясно дает понять, что этот
княжеский род не имеет отношения к армянам. Кстати отметим, что известный
французский кавказовед XIX века Сен-Мартен тоже писал о том, что братья и
окружение Хасан Джалала относились к роду Ильдегизидов - Атабеков Азербайджана.
В статье И.Орбели "Хасан Джалал, Князь
Хаченский" отмечается, что Гандзасарский монастырь (строился в 1216-1238
гг.) был освещен в 1240 году в присутствии католикоса Албании Нерсеса.
Обратите внимание на слово "Албании".
Продолжим перечень примеров. Вернувшись из долгого и трудного пути к
монгольскому правителю, у которого он искал опоры, Гасан Джалал преподнес в дар
Албанскому патриархату в Гандзасаре Евангелие с дарственной записью. По словам
И.Орбели, ныне оно хранится в Эчмиадзинской библиотеке. В этой записи Гасан
Джалал сообщает о своей поездке в Монголию, к Сартаку сыну Батыя: "Я
(hАсань Джалал Давла)...поехал к царю стрелков на Восток...Итак, я в лето 1261
(принес) сие святое Евангелие, разукрашенное в память боголюбивой госпожи
(Мамкан) в наш светозарный святой престольный (монастырь) Албании, духовному
отцу Нерсесу...".
Статья И.Орбели "Бытовые рельефы на хаченских
крестных камнях XII и XIII вв." содержит интересные сведения о том, как
армяне в конце XIX века присваивали албанские храмы.
Там же И.Орбели отмечает, что в Тбилиси армяне
фальсифицируют и удревняют чужие храмы, в частности, Церковь Умека. Он пишет,
что в XIX веке надпись на церкви была "исправлена" с целью удревнить
и арменизировать этот храм. Ученый подчеркивает, что церковь Умека основана в
1251 году (700 год по арм.летоисчесл.), а не в 631 году (80 год арм.лет-чсл)
как ныне гласит надпись на ней. Первоначально, по словам И.Орбели, "здесь
находилась Агванская Патриархия и Ахпатская епископская кафедры".
Орбели также особо отмечает, что сам ездил в Тбилиси,
где нашел эту церковь Умека и убедился, что надпись на ней умышленно, в два
прихода, уничтожена (снят камень с надписью). Сперва "подправлена"
часть надписи в 1832 году, а полностью она уничтожена и изменена в 1881 году.
Таким образом, несмотря на общеизвестную проармянскую
позицию академика, он в своих трудах не может скрыть недоумения по поводу
неоднократных фактов арменизации культурно-исторических памятников народов
Кавказа, принявшей систематический размах с середины XIX века. Однозначно ясно,
что причиной такой поголовной и безнаказанной прихватизации чужого наследия со
стороны армян, стал указ российского императора Николая I от 1836 года об
упразднении Албанской Автокефальной Церкви и передаче ее имущества, книг,
церквей в ведение Армянской церкви.
В условиях потери церковной самостоятельности и
продолжавшегося массового заселения армянами Карабахского региона (территории
бывшей Кавказской Албании), в этом регионе начался процесс григорианизации
(арменизации) местного христианского населения (потомков кавказских албан),
албаны Арцаха стали считаться армянами. Позднее этот факт был признан и
армянскими учеными. В вышедшей в 1916 г. в Петрограде книге историка Б.Ишханяна
отмечается, что "армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, частью являются
аборигенами, потомками древних албанцев, а частью беженцами из Турции и Ирана,
для которых азербайджанская земля стала убежищем от преследований и
гонений".
Отметим, что арменизация губительно сказалась и на
судьбе древнего албанского княжеского рода Гасан Джалала, который стал
называться Джалалянами. Заметим, что армянские фамилии на
"ян" появились в 19 веке в Османской империи, когда провели первую
перепись населения и требовалось, чтобы, кроме имени, указывалась и фамилия. Кстати,
католикос албанский Есаи Хасан Джалал, занимавший патриарший престол в
1702-1728 гг., в своем знаменитом труде "Краткая история страны
Албанской" конкретно описывает корни и происхождение албанов, отмечает
постоянные попытки армян присвоить албанскую культуру и веру, заручившись
поддержкой державных стран.
по материалам
https://vk.com/@igil_inform-pochemu-karabah-ne-armyanskii
Кстати!
Обратимся к одному из сайтов, откуда идет
тиражирование на все армянские сайты информация о Гадзасарском соборе.( http://www.gandzasar.ru/cathedral-of-st-john-baptist.htm).
Так вот! Читаем:
«Профессор Шарль Диль (1859-1944) из Сорбоннского
университета, известный французский историк искусства, включил Гандзасар в
список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в
сокровищницу мирового зодчества»
Дается ссылка: Diehl, Charles, Bell, Harold
(translation). Byzantine Portraits. New York: Alfred A. Knopf, 1927, стр. 43.
Солидная ссылка. Дейл Чарлз – является одним из
крупных специалистов по Византии. Но кто будет рыться в старых трудах этого
именитого специалиста, да и откуда найти эту книгу!
А я порылся! Почему? Шарль Диль - слишком именитая
фигура в науке. Всю жизнь посвятил истории и истории культуры Византии. В науке
как-то принято - никогда не лезть не на свою территорию. Прошел многие рогатки,
сложности, но … И нашел! Фото приведены ниже. Естественно на стр. 43 ничего
такого нет!
И более просмотрел все 366 страниц этого
замечательного труда – и ни слова!
Невольно вспоминаются слова академика Б. Пиотровского,
который писал:
"Мои замечания, высказанные на заседании
Президиума Академии наук Армянской ССР преследовали цель остановить
поток безграмотный "теорий", наносящих вред армянской
исторической науке, и, к сожалению, проникших в популярную литературу".
("Известия" Института истории АН Армянской ССР (1971, №3)
Читайте и
подписывайтесь также в:
https://teletype.in/@kamranrustam
https://www.hashtap.com/@kyamran.rustamov
https://kamranrustam.blogspot.com/
https://dzen.ru/profile/editor/id/5f47313694c86652b080ee19/publications?state=published
https://stihi.ru/avtor/krustrambler





Комментарии
Отправить комментарий